Я давно уяснила себе по жизни: если люди судачат, если народная молва кого-то обижает, – значит есть тому причины. К чистому грязь не липнет. Но есть исключение из этого правила, и оно связано с завистью. Зависть заставляет людей «дружить против» и сплетничать на ровном месте.
***
…С самого начала Александру преследовали шепотки за спиной с рефреном «эта блатная, ей все можно». А как иначе, если окончив Щуку, она поступила работать в театр отца? И дело не ограничилось шепотками: на протяжении многих лет Захарова сталкивалась с травлей и кознями коллег.
***
Народная молва часто злая и несправедливая, но в случае с Захаровой этот факт достиг апогея. Все мы знаем, что родители способствуют своим деткам в карьере, таких примеров и сейчас перед глазами масса: как Апексимова сует своей откровенно пресной актрисе-дочери главные роли, как Дашу Мороз продвинул папа, а потом и муж. Кумовство и «подтягивание» деток на лучшие места – это всегда было и всегда будет.
В случае с Захаровой ирония судьбы в том, что как раз отец-то и держал ее в черном теле и первые лет 10 Саша провела на задворках театра. А вот в кино он таки дал молодой Александре дорогу. Но и тут он здраво оценивал игру дочери и не давал ей прыгать выше головы.
В массовке Ленкома Захарова проходила десятилетие, хотя в киноролях Марк Анатольевич дочке не отказывал. Она сыграла у него в фильмах «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».
***
Успех в кино никак не способствовал театральной карьере. Захарова говорила об отце: «Первые 10 лет в Ленкоме он заставил меня потратить на массовку. А ведь для женщины очень важен возраст, и важно рано начать играть.
После первой роли — Офелии — я целых 10 лет ходила в массовке. И смотрела, как играют большие актеры».
Зато в годы последующие Захарова таки вгрызлась зубами в помостки и взяла свое: графиня Альмавива, Анна Болейн, Нина Заречная, невеста Агафья Тихоновна из «Женитьбы»…
Всю жизнь ей приходилось слушать за спиной шепотки: «блатная»… Хотя отец был очень строг к ней, а в театр и вовсе не собирался сначала допускать.
***
Захарова дослужилась до званий Народной артистки, дважды лауреата Госпремии и лауреата премии правительства РФ; получила ордена Почета, «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского и прочая, и прочая, и прочая. Сейчас ей 61 год, и все перипетии остались позади.
На протяжении всей ее кино- и театральной жизни муссировались слухи о ее переоцененности как актрисы. То, чего ей стоило пережить все эти унизительные пасквили коллег, осталось за кадром.
***
Остановимся на ярких конфликтах с коллегами, которые тянулись у Захаровой годами, да и по сей день их отголоски живы.
Татьяна Догилева терпеть не могла Захарову. Причина этого конфликта лежит на поверхности: это актрисы одного типажа и возраста. Догилева верно оценила соперницу и свои шансы в театре и в итоге ушла.
Татьяна Догилева работала у Захарова в 1978-1985 годах и тоже долго мариновалась в массовке. Только поставив вопрос об увольнении, она получила одну из главных ролей в спектакле «Жестокие игры».
«Когда появилась дочка, я поняла, что никто из женщин играть ничего не будет! Вести себя робко и скромно новенькая не собиралась. Едва переступив порог театра, начала раздавать направо-налево указания, грозить пальчиком. Сразу стало понятно – теперь театр будет работать на дочку».
Здесь мы видим типичный пример «сдвинутого времени», когда события верно прогнозируются, поскольку уже произошли, только хронология сбита. В Догилевой вскипела типичная женская зависть и обида за то, что ей не давали главных ролей. Но Захарова тут была ни при чем.
Ни в каком первом, втором, пятом сезоне Захарова хороших ролей не получила. Возможно, ее поведение за кулисами и было дерзким, но Саша также прозябала без ролей.
***
Если с Догилевой все ясно, то предвзятость Сергея Шакурова к Саше нельзя объяснить причинами женской конкуренции. Шакурова, скорее всего, бесила жесткая манера режиссуры марка Захарова.
В то время как Шакуров всегда был очень свободолюбивым актером, его раздражали условия начальства «как ему играть». А поскольку про самого Марка Анатольевича сказать нечего (спектакли-то хорошие), приплетается дочка. И снова на Сашу льются помои.
Вот что позволял себе говорить Шакуров (остается только догадываться, насколько ущербно себя чувствовала молодая еще в те годы Саша, насколько могла пострадать ее самооценка):
«У Марка Захарова совершенно бездарная дочь — Саша Захарова, папа делает из нее звезду: тащит-тащит, главных ролей надавал, кучу званий выбил, а девочка несчастна, потому что делать ничего не умеет — она бесталанна!
Марка Анатольевича, естественно, все боятся, даже корифеи — Караченцов, Абдулов, Янковский — молчат: им ничего не остается, как с ней играть. Совершенно дурацкая ситуация — такого бы я не терпел.» (с)
***
Ну и про конфликт с Абдуловым. Вскрыл эту тему на божий свет Александр Панкратов-Черный: «Абдулов с Алферовой трудились у него в «Ленкоме».
Марк упорно лепил из Саши звезду, а Ире (жене Абдулова – прим ред.) ролей вообще не давал. Сука конченая! Захаров всеми силами хотел свою дочь Сашеньку выдать замуж за Абдулова, и чуть ли не подкладывал ее к нему в постель. Алферова тем временем терпеливо прозябала в массовке»
Алферова работала в Ленкоме с 1976 года и, да, терпеливо прозябала в массовке. Как и Догилева. Как и Захарова. Как еще десятки молодых да ранних актрис. Просто Захарова дочка руководителя, вот на нее вся злость и претензии и выливались.
Что касается пары Абдулов + Захарова, то там все было исключительно по работе. Они выходили на сцену в одних спектаклях, кроме этого никак не пересекались. И если у Алферовой наличествовала ревность, то к ролям, к ролям, а не к Абдулову.
Сама Алферова позже скажет так: «Последней каплей был такой эпизод, Захаров, давно обещавший мне роль, наконец обещание сдержал. Дал роль женщины-собаки, у которой не было слов по сценарию, но она должна была лаять.
Я приступила к репетициям, Чурикова и Саша Захарова, значит, играют таких благородных красивых дам, с веерами, на балу, а я играю женщину, которая на балу покрывается волосами, превращаясь в собаку, и начинает истошно лаять. После этого я написала заявление об уходе из Ленкома».
То есть, опять наличествует мотивчик: «На ее месте должна быть я!» Что поделать, пряников на всех никогда не хватало.
***
Что мне больше всего нравится – Александра Марковна всегда мудро держала марку и не опускалась до гавкотни на людях или до откровений в прессе. Если ее и обижало такое отношение коллег (а я думаю, что обижало, молодые женщины редко имеют стабильную самооценку), то она эту обиду сохранила в себе.
Будь Захарова совсем уж бездарна, как это утверждали ее коллеги, держала бы она на себе репертуар не сезон, — десятилетия?
Смерть папы и наставника в одном лице в 2019 году погрузила актрису в пучину депрессии. Ситуацию усугубили слухи о том, что она регулярно пьет. И снова слухи-слухи-слухи: детей-то у нее, бедняжки, нет, мать и отец умерли, совсем одна осталась.
Интеллигентная Александра Марковна не реагировала на слухи о своем пьянстве, а вот ее коллеги… наконец-то вступились за нее! Видеообращение о том, что Александра не пьет и у нее все хорошо, записал Дмитрий Певцов, в поддержку Александры Марковны выступили Людмила Поргина и Иван Агапов.
И как бы ни старалась она всю жизнь доказать свой талант, сколько бы десятков блестяще исполненных ролей за ней не числилось, все равно факт есть факт: она навсегда останется в первую очередь Дочерью Марка Захарова.