10 ноября Игорю Сорину (Райбергу) могло бы исполниться 53 года. Парень с очень яркой, пускай и короткой жизнью: за 28 лет он успел прославиться, обзавестись миллионами фанаток, поссориться с коллегами, поездить по миру.
Написать о Сорине меня натолкнуло чтение мемуаров Марии Лопатовой, бывшей девушки Рыжего Иванушки. Она в своих воспоминаниях характеризует Сорина, как чувствительного, ранимого, тонкого творца.
Это не совсем верно: парень знал себе цену, временами выражал циничный взгляд на жизнь, с коллегами часто бывал груб. Но при этом он писал невероятные стихи.
Если не смотрели, то рекомендую посмотреть выпуск «Акулы пера» от 1996 с «золотым составом» Иванушек. На ютьюбе все выпуски «Акул пера» оцифровали, кстати, можно посмотреть в приличном качестве.
Ну и вот, Игорь Сорин в этой передаче *прекрасно* себя показал: залез с ногами на стул, грубил журналистам, обесценивал поп-эстраду, презрительно разговаривал, жеманничал с очками (то надевал их на берет, то вертел в руке, то они у него соскальзывали).
При этом Андрей и Кирилл пытались смягчить его резкость, в основном, конечно, Андрей (Кирилл, как мне показалось, с трудом высказывал свои мысли), сидели и вели себя обычно.
Талантливые люди часто имеют несносный характер. При всем уважении к Игорю Владимировичу, его характер нельзя было назвать простым.
***
Игорь родился в ноябре 1969 года в интеллигентной московской семье Светланы Сориной (именно мамину фамилию сын взял в качестве сценического псевдонима) и Владимира Райберга. Папа Игоря Сорина был человеком творческим.
По профессии инженер-конструктор, он был принят в члены Союза писателей России. Спустя много лет, уже после смерти Игоря, его 60-летний отец женится на фанатке сына, 19-летней Анне. Владимир Райберг на много лет пережил своего сына, он ушел из жизни в возрасте 82 лет, в 2020 году.
Еще в 10-летнем возрасте Игорь сам прочел объявление о кастинге для детского фильма о Томе Сойере, и отправился туда. Он прошел кастинг, и, скорее всего, сыграл бы главную роль, если бы не протеже Михалкова Федор Стуков.
Сорину же досталась второстепенная роль, что он принял очень близко к сердцу и от отчаяния выпрыгнул в окно на втором этаже, но, к счастью, обошлось без травм.
Вот эта маленькая деталь биографии очень о многом говорит. В детстве формируются основные паттерны поведения человека. Как мы видим, на неудачу мальчик отреагировал тем, что выпрыгнул из окна. Спустя много лет он повторит это действие, только в этот раз оно станет фатальным.
Сорин закончил Гнесинку, квалификация: «Артист музыкального театра», то есть опереточный исполнитель.
На 3-м курсе Игорь прерывал учёбу ради участия в мюзикле «Метро», на который успешно прошел кастинг, проведённый Варшавским драмтеатром «Minskoff». Там он знакомится с Рыжим (Андреем Григорьевым-Аполлоновым), который в «Метро» был танцором.
Парни подружились. Вернувшись из США в Россию, они продолжили общаться. Рыжий знакомит Сорина с Игорем Матвиенко, продюсером «Иванушек».
***
Уживался в группе он не то чтобы просто. Многие причины ссор были житейско-бытовые, поэтому не выносились на публику. Например, доканывавшая из-за жёсткого графика и отсутствия нормального питания язва желудка.
В свое время и Светлана Александровна (мама Сорина), и Юлия Григорьева-Аполлонова (которая помимо костюмера была и медиком группы) рассказывали, что иногда, чтобы Игорь мог выйти на сцену, приходилось колоть ему обезболивающие, настолько плохо обстояли дела.
Мотыляло группу по всему бывшему Союзу на любом виде транспорта, так могли ещё, как в один из приездов в Челябинск, положить отдыхать артистов прямо на стульях на площадке. Это один из моментов.
Второй момент: Сорин шёл в группу, чтобы заработать на свой проект. В интервью, особенно на ранних этапах, он об этом вполне спокойно говорил. В том же «Птюче» рассказывал, что условная «Малина» ему может не нравиться, но она имеет коммерческий успех, «а когда девочки прутся, можно петь всё» (с).
***
Причём был ещё очень показательный момент в Северске, когда репертуар «Иванушек» стал осуждать Андрей, что его это не устраивает, и Сорин закрыл ему рот рукой.
Но при всем этом Игорь был человеком весьма непостоянным, то есть цели и способы достижения этих целей у него менялись регулярно.
В какой-то момент из-за того, что у солистов было право совещательного голоса, он решил, что он может ковать железо, не отходя от кассы, то есть делать не что-то свое личное, а переформатировать «Иванушек» под себя. Итого сформировалась у него чёткая уверенность, что он должен быть единственным текстовиком группы, хотя у Матвиенко были свои постоянные соавторы в лице Александра Шаганова и Михаила Андреева.
Матвиенко был не против отдавать определённое пространство на альбомах Игорю, но тому нужно было всё в виде полного творческого контроля. Соответственно, дальше пошли трения с коллегами и продюсером, которых такой вариант не устраивал.
Тот же Андрей имел позицию, что от Сорина может быть половина текстов, но никак не все, и это он озвучивал не раз (но, кстати, эти трения дружить им не мешали).
А поскольку желаемого Игорь не получил, он начал уже обижаться, потому что был в приличной мере, как многие творческие люди, эгоистом (и это при том, что он уже забыл, что несколько месяцев назад вещал, что всё отлично, и вообще он зарабатывает деньги).
И при этом был человеком вспыльчивым и достаточно несдержанным на язык. Были и колкости и в адрес коллег, и в адрес репертуара.
В какой-то момент Сорин даже устроил конфликт с Расторгуевым, потому что в одном из интервью осенью 97-го с пренебрежительными интонациями ляпнул: «А я не хочу быть, как группа «Любэ»».
Был ещё момент с демаршем летом 97-го, когда он, ни слова не сказав, сбежал с гастролей по черноморскому побережью на 3 дня к Саше, своей девушке.
Понятное дело, что искали, но найти не смогли, вернулся сам (подозреваю, что это было в дни отдыха, иначе срыв концертов вызвал бы жуткий скандал). На что Сорин при этом рассчитывал — непонятно до сих пор.
Впоследствии семья и друзья не раз говорили, что Игорь любил, чтобы всё было так, как он хотел, чтобы он был главным и ведущим (это вообще ключевой пункт во всей истории Сорина и «Иванушек»).
Поэтому где там Лопатова нашла робость, нежность и ранимость я понятия не имею, ибо человек свою позицию и свои желания был готов продавливать любыми методами, даже не самыми красивыми.
Ну и нельзя не упомянуть о фанатках. Девочки были не самыми адекватными (некоторые до сих пор не вышли из 90-х), особо рьяные жили в подъезде, чудили там на всех 12 этажах, Игорю пришлось за свой счёт ставить во всех тамбурах железные двери. Соседи вообще искренне недолюбливали Сорина.
***
Ещё штришок про ранимость. Была такая передача StarТрек на MTV, и в выпуске про «Иванушек» Кирилл говорил, что во времена первого состава Сорин с Рыжим его притесняли. И я ему верю: на всех видео тех лет видно, что Кирилл чувствовал себя третьим лишним.
Был показательный момент и в «До 16…», когда на третий день съёмок Сорин с Рыжим друг друга чуть не поубивать были готовы к концу программы, но когда представилась возможность поклевать Кирилла, все споры были забыты, и они уже дружненько троллили коллегу.
Игорь конфликтовал и с прессой, говорил, что «там нет меня, хотя этот образ и зовётся Игорем Сориным».
***
Уже после смерти Сорина фанаты выдвигали претензии к Игорю Матвиенко. Мол, не ценил он своего подопечного. Надо было, мол, Сорину перейти под крыло к Фадееву или Айзеншпису. Конечно, это огромное заблуждение!
Ему еще повезло, что сумел просто взять и уйти в 98-м, а не попал на какие-то неустойки, Матвиенко просто по-человечески попросил дозаписать альбом, заплатил Игорю 80 тыс долларов и отпустил с миром.
С авторитарным Максимом Фадеевым Сорин вряд ли бы сработался. Молчу вообще про Айзеншписа, который контролировал своих артистов от и до. Там в обоих случаях при уходе и ссоре кислород перекрыли бы наглухо — Линда, Сташевский и «Технология» подтвердят.
Игорь не смог ужиться даже с лояльным Матвиенко, а с Фадеевым и Айзеншписом он и подавно бы не ужился. С Айзеншписом, кстати, случилась интересная история:
«Игорь со своим другом Антоном Дёровым делал достаточно интересный проект. И так случилось, что Сорин и Дёров где-то в Москве попали в один лифт с Айзеншписом и Сташевским.
Ребята протянули свою кассету продюсеру, тот передал её Владу со словами: «Ну, будет время, послушай, скажи мне, чего там». У Сорина несколько припекло, и он выдал: «Юрий Шмильевич, скажите, а Вы всегда деньги в ***** вкладываете?»
***
Да, с таким характером он мог, наверное, стать прекрасным сольным исполнителем. Но не срослось. Новая компания, совершенно новое окружение, попытки записи песен, новые стихи, но… Не получалось хита. Не получалось, и все.
4 сентября 1998 года всю ночь Игорь и ребята из DSM Formation работали над совместными треками в квартире на 6-м этаже московской многоэтажки. Ранним утром Сорин предложил сделать перерыв и перекурить и ушел на кухню.
Его нашли лежащим на земле, живым, но с поврежденным позвоночником. На балконе 6-го этажа лежала записка «Моим Родным. Маме. Папе. Сашеньке. ВСЕ. Но как поэзии венец на свет рождается птенец. ЛЕТИТЕ».
Микрофон, работавший в квартире всё это время, не зафиксировал ничего подозрительного, лишь полную тишину. Спустя 3 дня Игорь скончался, унеся с собой навсегда причину своего падения.