«Такие актрисы появляются раз в сто лет» — сказал о ней Олег Ефремов

Пятнадцать лет Саратовскую академдраму возглавлял Александр Дзекун. Мощный режиссер, реформатор сцены. Наш театр шумел тогда на всю страну (1982-1997 год).

Одна из лучших постановок «Мастера и Маргариты», создание своего рода театра Булгакова — блок из четырех постановок, две премьеры по Платонову…


Вот его любимая артистка Ирина Петрова. Не странно ли? Никаких званий, провинциальная театральная актриса, которая только последнее десятилетие работала в Москве.

После серии книг, выпущенных в Саратове, о народных артистах СССР Олеге Янковском и Валентине Ермаковой, народном артисте России Александре Галко… вдруг выходит книга о Петровой. Но Ирина была актрисой Дзекуна — этим все сказано.

Книгу об актрисе «Скажи, скажи, что бы ты делал без меня» выпустило Издательство «Софит», составитель и редактор — заведующая литчастью драмы Ольга Харитонова.

Книга названа строкой из «Великолепного рогоносца» Кроммелинка. Там Петрова играла безответную преданную жену Стеллу.

По словам видевших ее на сцене, это была индивидуальность, наиболее точно раскрывшая театральную концепцию великого Дзекуна.

Книга воспоминаний собиралась долго, начинал ее еще отец Ирины, но не дождался выхода. Начинается она с предсмертных дневников актрисы.

Без надрыва, простым и ясным языком героиня рассказывает о своей болезни, показывая пример, как можно оставаться человеком и на краю жизни.

А вперемежку — видимо, неостывшие воспоминания о личной драме, учебе на курсе знаменитого Анатолия Васильева, игре в театре-студии Олега Табакова.

«Ну да, поступила к Васильеву, на лучший курс, который был только возможен в стране. Ну, подошел какой-то дяденька из комиссии: «Не хотите сыграть роль Ирины Валентиновны в театре Табакова?

Я там вроде бы должен ставить. Прочитайте – вот Аксенов… «Затоваренная бочкотара». Но я ничего не гарантирую… Может, вам понравится, вот журнал». Ну, взяла! А зачем читать-то? Какой смысл?

Меня же НЕ ЛЮБЯТ!!! От меня убегают!.. Зачем читать? Нет, смысл есть – я же должна объяснить, что не могу жить без НЕГО. Он это поймет и вернется».

Читайте также:  Почему терпела побои и была несчастна много лет та, кого сама Анджелина Джоли назвала самой красивой женщиной в мире

Ирина Петрова окончила курс Васильева в ГИТИСе. 9 лет играла вместе с Олегом Павловичем в его Табакерке. Работала и в Московском театре «На досках». Но она была актрисой Дзекуна, студенткой его единственного курса, и лучшие с роли сыграла именно у него.

Курс Ирины Петровой в Саратовском театральном училище. Петрова стоит, четвертая справа

Вспоминает Александр Дзекун: «Когда народный артист и выдающийся режиссер Олег Ефремов увидел Иру Петрову на сцене в Табакерке, он сказал мне: «Зачем ты позволил ей уйти из театра?!

Такие актрисы, как Петрова, появляются один раз в сто лет. И если она действительно решила уйти в Москву, то надо было идти ко мне, в Художественный театр, ибо она настоящая мхатовская актриса».

Однокурсница по Саратовскому театральному училищу Людмила Фатеева: «Она сразу была очень взрослой, очень умной, выделялась среди нас и хорошо знала, зачем пришла в театр».

Ученик Александра Галко Сергей Петров запомнил ее в «Оптимистической трагедии», поставленной Дзекуном: «Я увидел девушку высокую, с красивым лицом и бездонными глазами.

До сих пор помню ее холодеющий взгляд, когда она из хрупкой рафинированной барышни превращается в железного монстра, посылает толпы моряков на смерть…

Всегда это было обнажение души». Критик Ирина Поличинецкая в «Театральной жизни» писала, что были у Комиссара минуты отчаяния, но ее «чистота и безоговорочная вера» победили.

У актрисы не было идеального слуха. А по роли здесь ей нужно было сыграть на фисгармонии прелюдию Баха. Надо было знать Петрову! Она выучила и сыграла все как должно.

Актер и художник Николай Горобец посвятил ее Елене в «Чудаках» Горького (гремевший в свое время дипломный спектакль) целую оду: «О невероятная, собачья искренность Ирины!

Она плакала бесконечно. Неостановимо. Весь спектакль. С маленьким платочком, который мгновенно становился абсолютно мокрым. Но она так плакала! Абсолютно не театрально.

Читайте также:  «Не видать дочери Д`Артаньяна как своих ушей» - Лиза Боярская и Сергей Чонишвили

Может быть, наши педагоги были правы, может быть, она неправильно все делала. Но я точно знаю, что это было гениально… Как же Тарковскому Ирки не хватало! Она ведь была его актриса. Ира – как сама природа».

Ее постоянным партнером в драме был Виталий Метлин тоже ученик Дзекуна (сейчас в Мастерской Петра Фоменко).

В рецензии на «Чудаков» в журнале «Театр» его называли большим ребенком, «к счастью, надежно защищенным от житейских бурь… таким надежным другом, как жена Елена – любящая, преданная, мудрая не погодам, поддерживающая в нем священный огонь творчества».

Актер и режиссер Игорь Яцко знал Петрову и по Саратов, и по Москве – совместной учебе у Васильева: «Ира была настоящей звездой нашего театрального училища. Недосягаемая планета…

А у Васильева она скорей присматривалась, чем активно работала». Очень поэтично характеризует ее Ольга Харитонова: «Муза Плача. Гордость и горечь. Неповторимая женственная стройность и стать. Редкой красоты тембр.

Она не умела кричать…Слезы текли беззвучно, бесконечно… Пока Ирина работала в Саратове, других героинь драма не знала. Она была одна.

Играла ведущие роли в «Ревизоре», Макбете», «Воспитании чувств», «Великолепном рогоносце», «Чудаках», «Тамаде», «Оптимистической трагедии».

Заслуженный художник России Евгений Иванов (соавтор Дзекуна по Саратовской драме): «Она и в тряпье могла сыграть королеву.

Потрясала необычным тембром голоса, глубокого, завораживающего звучания, как гром симфонического оркестра». Даже ее небольшие роли были незабываемыми.

Сокурсник Валерий Емельянов: «Сцена Хлестакова и Марьи Антоновны напоминала сцену бури и натиска со стороны непрошеного гостя.

Она смотрела на меня с ужасом и неприязнью…Марья Антоновна не имела с наглым и агрессивным миром, окружавшим ее, ничего общего».

Виктор Рыжаков, режиссер и актер: «У нее слезы были сущностные. Про что-то свое. И еще она умела любить. Первого своего мужа, второго, дочку, родителей очень любила, брата своего.

Читайте также:  «Некоторые думают, что я сумасшедшая!» Женская доля экстремальной актрисы Екатерины Волковой

Была исследователем роли, внедрялась в нее…. Ей нужно было постоянно чему-то учиться. Она жила, свободно соединяя конкретное и космическое… Каменькович был влюблен в ее индивидуальность».

Много лет Ирина Петрова вела сценическую речь в ГИТИСе. Профессор Ирина Промптова увидела ее еще студенткой, в Саратовском училище. И сразу спросила, кто эта живая девочка.

Как вспоминает Промптова, в ГИТИСЕ Петрова работала творчески, придумывая интересные задания, студенты очень ее любили. Не так много оценок ее московских ролей, но они есть.

Артист и режиссер Сергей Безруков: «Ирина была очень яркой, это определение первым приходит на ум, когда ее вспоминаешь. Именно яркой.

Она принадлежала к той плеяде актрис театра-студии под руководством Олега Табакова, на кого я смотрел и любовался».

Мы знаем из записок Ирины, что когда с ней случилась беда и потребовалась большая сумма на лечение, именно Сергей без лишних слов вынул из кармана несколько тысяч долларов. И она на эти деньги еще какое-то время жила с семьей, когда перешла на инвалидность.

Муж, известный композитор, автор мюзиклов Владислав Сташинский, приехал на презентацию книги в Саратов и прочел отрывок искренних и теплых воспоминаний, которые не успел отослать их в книгу.

Ее нет уже много лет. Но что-то она повернула в душах людей, видевших ее на сцене, если так вспоминают о ней до сих пор.

«Я был уверен, что она способна сыграть Медею, Электру в греческих трагедиях. Своим существованием на сцене Ира напоминала великую русскую актрису Пелагею Стрепетову.

Скромная и тихая в жизни, на сцене она обнаруживала большой внутренний темперамент», – говорит ее Мастер. А ему можно верить.

Источник