Успенская – признанная звезда шансона, а если верить ее рассказам о себе в интервью, еще и сердцеедка, перед чарами которой не устоял ни один мужчина.
Она выбирала исключительно директоров и нефтяных магнатов, ее внимания искали олигархи. Но стоит поговорить с людьми, близко знавшими некогда ресторанную певицу, как красивый миф развеется, словно утренний туман.
Любовь Залмановна не могла ужиться даже с коллегами, с которыми ей было бы крайне выгодно найти общий язык. Что уж говорить о нефтяных магнатах?…
Сегодня вспоминаем забавный в своей показушности конфликт между двумя величинами нашей эстрады – Резником и Успенской.
***
Долгое время Резник и Успенская не пересекались, поскольку жили в разных странах. Любовь Залмановна, еще будучи 23-летней девушкой, в 1977 эмигрировала в Италию, оттуда перебралась в Нью-Йорк, и провела там около 14 лет вдали от родины.
Пела в ресторанах на Брайтон-Бич, сотрудничала с Вилли Токаревым и Михаилом Шуфутинским. Ее жизнь была вполне себе неплоха (конечно, истории про нефтяных магнатов и олигархов это, мягко говоря, не совсем правда). Но на хлеб с маслом хватало.
***
В начале 90-х, после окончательного падения железного занавеса, Резник приехал в Америку, где познакомился с Успенской.
Она произвела на него прекрасное впечатление, вдохновила на написание новых замечательных песен. Написал для нее 18 песен, в том числе ставшими позже культовыми «Кабриолет», «Пропади ты пропадом, милый».
Спустя несколько лет Резник в интервью поведал, что Успенская схватила песни и умчалась раскручиваться в Россию. Раскрутиться удалось, вот только Резник напрасно ждал дивидендов. По его словам:
«Я ждал, что мы как-то на джентльменских условиях будем нести материальную ответственность друг перед другом. Но она позвонила чуть ли не в слезах: «Меня обокрали, денег нет». Я понял, выражаясь на их сленге, что меня кинули, надули».
Любовь Залмановна была не согласна с такой постановкой вопроса. Она обвинила Резника в нечистоплотности, т.к. эти песни не его одного авторства. Всю музыку писал американский композитор Гари Голд. По свидетельству Успенской, именно Голд был двигателем проекта, именно он купил у Резника тексты.
***
Нельзя не упомянуть и склад характера Ильи Рахмиэливича: «Резника всегда отличала франтоватость, желание быть на виду любым путем. В отличие от Шаферана, Дербенева, Матусовского он с удовольствием шел на разного рода скандалы, давая новостные поводы.» (с) жж-журнал «Угасшие звезды»
То есть он, в силу своего характера, не молчал, а раздувал шоу из своих конфликтов. Это вообще большая проблема Ильи Резника, автора кучи лучших советских и российских хитов, — в СССР он на авторские отчисления мог спокойно жить, ибо там упор делался на авторах, а не на исполнителях.
В России же все наоборот — исполнители зарабатывали, а вот поэты остались не у дел. Можно вспомнить также историю сотрудничества Резника с Аллой Пугачевой, но там, в отличие от Успенской, пламя вражды потухло быстро.
Сотрудничество Резника и Пугачевой, пускай и очень успешное, пускай и многолетнее, тоже закончилось судом. Правда, громких заявлений и обиды длиной 15 лет, как с Успенской, здесь не получилось: Алла Борисовна ценила талант Резника, и компенсировала ему его финансовые притязания. Помирились быстро.
Терпение Резника касательно Успенской истощилось, он официально запретил Успенской распевать его тексты, говоря:
«Востребованность на заказниках у Успенской была высокая. Я же не получил от нее ни цветочка, ни приветика. Она отблагодарила единожды: за 50 долларов купила трехколесный велосипед моему сыну. Я долго молчал.
Но последней каплей стал звонок из музыкальной фирмы, которая решила выпустить диск Успенской. Мне предложили продать права на каждую песню по 150 долларов. Конечно, я не согласился за копейки давать разрешение на тираж альбома и бросил трубку. Успенская разозлилась».
Спустя примерно 15 лет, пожилой уже, 83-летний, Резник заявил, что он Успенскую простил. Это заявление вызвало у певицы недоумение, выраженное словами: «Кто нуждается в его прощении?»