Иван Бортник по праву считался одним из самых талантливых артистов столицы. Его талантом восхищался Смоктуновский, называя Бортника не иначе как гением.
И тут нечему удивляться – родная мать не узнала Бортника, когда он играл Гоголевскую Коробочку.
Несмотря на то, что актер обладал уникальным талантом перевоплощения, главных ролей ему не давали. Многие режиссеры считали, что черты лица у актера совершенно не подходят для создания образов «интеллигентов», он больше походил на заправского хулигана. Да и характер был вспыльчивым.
Однако, при всем этом, Бортник был очень стеснительным человеком, что для артиста неприемлемо. И чтобы научиться раскрепощаться, Бортник начал выпивать, еще будучи студентом театрального.
Частенько выпивали они вместе с Высоцким, с которым дружили со времен студенчества. И вскоре выпивка стала для обоих большой проблемой.
А однажды Бортник буквально спас Высоцкому жизнь. В тот день Владимир Семенович с утра требовал «продолжения банкета». Он был сам не свой и жутко мучился с похмелья.
Однако его прямо с утра вызвали в театр – его ждал Любимов. От злости, что его планы срываются, Высоцкий вышел на балкон и свесился через перила. А это был пятый этаж.
Бортник среагировал моментально – подскочил, с трудом оторвав товарища от перил, и втащил его в комнату.
Сам Бортник был человеком ответственным – никогда не выпивал в день спектакля. Зато в остальное время ни в чем себе не отказывал.
Высоцкий же часто срывал репетиции и даже спектакли. Как-то раз Любимов, сильно разозлившись на Высоцкого за очередную выходку, предложил Ивану Бортнику забрать себе любимую роль Владимира Семеновича — роль Гамлета.
Для Ивана это могло бы стать звездным часом, он мог бы резко пойти вверх по карьерной лестнице, но Бортник от предложения Любимова отказался – предать друга он не мог.
Коллеги по театру вспоминают немало историй, связанных с вредной привычкой актера. Вот одна из них.
Как-то раз актеры Таганки собирались на заграничные гастроли. Согласно правилам, на борт самолета можно было пронести лишь 2 бутылки «беленькой». У Ивана Бортника с собой было 3 бутылки.
И он решил проблему весьма эффектно. Выпил одну на глазах у всех, и устало сказал: «Теперь только нужно как-то дойти до трапа».
Бортник был весьма энергичным человеком, только вот применить эту энергию было негде – ярких ролей в театре не давали, приходилось довольствоваться ролями второго плана. В кино тоже приглашали редко.
Владимир Высоцкий старался как-то помочь другу. Он настаивал на том, чтобы именно Бортник сыграл Шарапова в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Однако в результате Бортнику предложили лишь роль немногословного бандита Промокашки. Но и ее он смог сделать колоритной и запоминающейся.
А год спустя не стало Высоцкого. Бортник во многом винил себя в раннем уходе товарища. На почве переживаний актер просто ушел в затяжной, черный запой. Ему попросту больше ничего не хотелось.
И не известно, что было бы дальше, если бы Бортнику не позвонил Никита Михалков и не предложил роль в фильме «Родня».
Бортник честно сказал Михалкову, что пьет, и поэтому не сможет приехать на съемки, однако, Михалков настаивал на своем. Пагубное пристрастие Бортника его ничуть не смущало. Никого другого в этой роли Михалков просто не видел.
Бортник взял себя в руки, приехал на место съемок и приступил к работе. Все время съемок, по словам коллег, Бортник к рюмке не притрагивался.
Роль выпивохи Вовчика стала для актера настоящим бенефисом. В эту роль он вложил весь свой нерастраченный талант, всю свою душевную боль. И его Вовчик получился настолько трогательным и настоящим, что сразу запал в душу зрителям.
Бортник потом вспоминал, что именно роль в фильме «Родня» смогла вернуть ему желание жить и работать.
Замечательный актер сыграл потом еще немало замечательных ролей, но кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы не тот звонок Михалкова.