Вопрос:
«Я перебежал одному из своих начальников дорожку. И этот начальник через еще более высокого начальника решил меня выдавить с рабочего места. Выдали бланк заявления об увольнении, которое я должен подписать. Грубо говоря, увольнение по собственному желанию.
Я верующий человек и понимаю, что в христианстве одна из главных добродетелей – смирение. Как мне поступить в этой ситуации? Будет ли моим смирением, если я подпишу это заявление об увольнении?»
Ответ батюшки:
Я думаю, здесь ошибка заключается в самой этимологии слова «смирение». На самом деле, как сегодня пишется «смирение» через букву «и», в котором есть корень «мир», изначально, исторически, в праславянском языке был корень «мер». Это значит корень у слова смирение изначально был «мера».
Противоположность слову «смирение» получается слово «высокомерный» — человек высокого о себе мнения, у которого мера гордыни слишком большая. А смирение – это обратный процесс. Смирение умерить свой гнев, свое раздражение, свое осуждение.
Слово «смирение» касается тех моментов, когда лично нас обидели. Допустим, сказали, что я плохой работник. Действительно, может быть, в этом есть какая-то правда.
Я просто смиряюсь с этим и пытаюсь быть лучше, работать лучше. Либо кто-то походя меня оскорбит, я не должен обращать на это слишком пристальное внимание.
Но ситуация, которая была описана этим человеком, к смирению вообще не имеет никакого отношения. Здесь мы видим, как человека пытаются незаконно выжить с его должности. Какое же здесь смирение?
На мой взгляд, человек здесь не должен конфликтовать, скандалить, но он имеет право сказать человеку, который его заставляет подписать это заявление об увольнении по собственному желанию:
«Извините, но нет оснований законных. На каких основаниях вы меня пытаетесь уволить? Что я сделал не так?».
Здесь нужно разделять смирение от человекоугодничества, раболепства, лизоблюдства и прочих не очень хороших явлений.
Мы, верующие христиане, должны смиряться, но не должны человекоугодничать. В этом случае, если человек подпишет это заявление, это будет в прямом смысле человекоугодничество.
Христос в подобном случае, когда его ночью привели в Синедрион, и один из архиерейских рабов его ударил, дал пощечину, спросил его:
«Ты за что меня бьешь? Если я сделал что-то плохое, то скажи мне. Если я не делал ничего плохого, то за что ты меня бьешь?».
Вот что говорит Христос: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему».
Речь здесь идет о том, что мы не должны безропотно смотреть на какую-то несправедливость, подлость, интриги и так далее.
Христианин должен найти в себе силы задать честные прямые вопросы тем людям, которые пытаются таким образом незаконно выдавить человека с его рабочего места. Поэтому здесь ни о каком смирении речи не идет.
Текст основан на видео с канала «Женатый священник»