Образцовая и крепкая советская семья, взрослые дети которой не разговаривают с матерью и друг с другом. Шукшины

Он – из крестьян, сильная личность с взрывным характером; она – из интеллигентной семьи, артистичная и воздушная. В их жизни бывало всякое: и пьяные загулы мужа, и нужда, и работа на износ, и безграничное счастье.

А какой замечательный фильм подарил стране их тандем: «Калину красную» до сих пор обсуждают. Фильм вышел в 1973 году, ему уже 50 лет! И вспоминая их яркую пару, тем более обидно осознавать, как все сложилось после смерти Шукшина.

Не хочу ничего плохого сказать о Лидии Николаевне, и понимаю ее как женщину – Шукшин был настоящим мужчиной, и она была с ним счастлива. И вряд ли испытывала угрызения совести, что увела у жены.

Ее можно понять. Но то, что она и дочери творили в 00-х на тв, как друг друга ненавидят Ольга и Мария, как старались Лидию Николаевну развести на квартиры и на деньги – это просто ужасно. Шукшин там в гробу вертится, наверное. Не получилось семьи. Все после его смерти развалилось.

В браке с Василием Шукшиным у Лидии Николаевны родились две дочери: Мария появилась на свет в 1967 году, а Ольга — в 1968-м.

***

Кстати, в медиа-пространстве принято чтить пару Шукшиных и считать их чуть ли не образцом советской семьи. Я не понимаю, откуда взялся такой культ их пары, ведь в биографии Лидии Николаевны черным по белому сказано, что до Василия она уже была замужем, и не просто была, а в этом браке еще и родилась дочь.

Первый брак прошел, как говорится, комом: Лидия разрывалась между Ленинградом и Москвой. В одной столице училась и работала, в другой у родителей жила маленькая дочь, тем временем муж трудился в Киеве. Ну а потом была судьбоносная встреча с Василием Макаровичем, и дочь была оставлена с мужем.

Работая на площадке кинокартины «Какое оно, море?», Лидия познакомилась с Василием Шукшиным, вспыхнули чувства.

***

Наверное, невозможно до конца понять человека, не побывав в его шкуре. Каково расти детям, когда их мама и папа знамениты на всю страну?

Плюс в те годы были другие реалии, на дворе был Советский Союз, и жизнь была совсем другой. Кроме того, несмотря на весь талант и известность Василия Макаровича, он пил, причем иногда уходил в запои.

Читайте также:  Что произошло в Чернобыле на самом деле: взгляд ликвидатора, электроэнергетика и биолога

Современная психология утверждает, что дети алкоголиков получают психотравмы и раз и навсегда становятся тревожными личностями, склонными к зависимостям и неврозам. Шукшин умер преждевременно, ему было всего 45 лет. На дворе была осень 1974 года.

***

Смерть любимого мужа и отца поразила и оставила глубокий отпечаток на психике жены и дочерей. Ходили слухи о том, что его отравили, но экспертиза показала, что смерть произошла по естественным причинам. Сердце оказалось изношено неправильным образом жизни, случился инфаркт.

При жизни Василий Макарович говорил – то ли в шутку, то ли в правду, – мол, «Какие же красивые у нас с тобой девочки, нам надо обязательно еще завести детей!».

Сестры-погодки оказались очень разными по характеру и во взрослой жизни близкими друг другу людьми так и не стали. Оля с Машей всегда сильно конфликтовали. Сестринской любовью там и не пахло.

Это был брак по любви, которая длилась до самой смерти писателя и режиссера.

Когда отца не стало, Ольге было 6 лет, Маше – 7. Оля выросла с ощущением своей ненужности. Мария же всегда держала свои эмоции при себе, была более расчетливой в том смысле, что просчитывала последствия своих слов и действий и не выдавала заведомо личную информацию о семье.

Через год после смерти отца девочек Лидия Николаевна вышла замуж за кинооператора Михаила Аграновича.

Агранович устроил девочек в английскую спецшколу, они ходили в школу вместе с детьми дипломатов, партийной номенклатуры и прочей элиты.

С ними учились в соседних классах будущая ведущая «Модного приговора» Эвелина Хромченко и ставший миллиардером Михаил Прохоров.

Мария и Ольга в детстве

Миша Агранович был прекрасным отцом: в меру строгим, но не забывал баловать Машу и Олю и подарками, и интересным досугом. Он следил за их режимом: вставали сестры в одно время, правильно завтракали, надевали с вечера собранные вещи.

Читайте также:  «Ожидаю ареста!»: Стас Барецкий протаранил шлагбаум платной дороги в Санкт-Петербурге

Мелькала как-то информация в интервью, что Агранович даже заплетал девочкам косички в школу. Где была в это время мама, история умалчивает. Наверное, снималась, она ведь была актрисой всесоюзного масштаба.

Рядом с сестрами изо дня в день, из года в год был Миша. Он доставал для девчонок импортную одежду, которой в Союзе не было, но они могли похвастаться американскими джинсами «Lee» с лейблом.

Несмотря на все заботы Аграновича, он так и остался для девочек «дядей Мишей», они так и не стали называть его папой.

Ольга вспоминала, что ни объятий, ни поцелуев, и «люблю тебя» от матери она не слышала. При отсутствии в семье материнского тепла и с сестрой у Ольги отношения были прохладными. Закончив школу, Ольга Шукшина поступила в ГИТИС.

Два года бесконечных тусовок, разговоров в курилке, ночевок в общежитии, избавление от ребенка в 17 лет. Решив, что штамп в паспорте — путь к свободе от мамы, Ольга вышла замуж, переехала к мужу в коммуналку, почти сразу забеременела.

Позже Оля застала мужа с бывшей. Лидия Николаевна прислала в качестве переговорщика Аграновича. Но Ольга все равно ушла от мужа.

Ольга Шукшина в фильме «Мать»

***

Почитав биографии дочерей, мне стало ясно, что самая здравомыслящая и житейски-мудрая там – Мария. С самого детства ей хватало ума следить за своими словами и эмоциями на людях, она производит впечатление очень здравомыслящей леди.

Это впечатление немного сглаживается ее верой в конспирологические теории (см. историю с прививками в 2020, ее высказывания по этому поводу). но на фоне других сестер она все равно самая адекватная.

По достижении определенного возраста Ольга, Мария и Катя (дочь Шукшина от добрачных отношений) получали свою долю наследства, огромные по тем временам деньги — по двадцать пять тысяч рублей.

Читайте также:  Скандал вокруг «Ворониных»: почему Марию Ильюхину выгнали из проекта

Отец еще при жизни сказал об этом матери, но она молчала, боялась, что дочерям «крышу» снесет. У Марии и здесь с головой все оказалось в полном порядке: она выкупила трехкомнатный кооператив в престижном районе. А через месяц цены резко подскочили, так что Маша отцовские деньги многократно приумножила.

Ольга же свою часть денег прокутила с друзьями: посиделки-рестораны, часть потратила на путешествия заграницу. Ольга не могла найти себя. Съездила пожить в США, попала в плохую компанию, вела разгульную жизнь, вернулась в Москву.

Сестры выросли совершенно разными

После рождения еще одного ребенка Ольга принимает решение уйти в монастырь. Тогда все СМИ пестрели заголовками: «Дочь Лидии Федосеевой-Шукшиной стала монашкой». На самом деле Ольга монашкой никогда не была, она просто жила послушницей. В 2013 году она вернулась к мирской жизни.

Все эти годы – с момента смерти Василия Макаровича и до недавнего времени СМИ под лупой разглядывали личную жизнь его семьи.

Лидию Николаевну многие, прежде обожавшие их пару с Шукшиным зрители, обвиняли в том, что сбагрила детей на Аграновича, что якобы слишком быстро забыла Шукшина, что вышла замуж за Бари Алибасова, что слишком много времени уделяла своей личной жизни.

Конечно, все это – исключительно ее личное дело, но когда ты публичная персона, стоит позаботиться о большей сохранности личной жизни.

В начале 2020 года все узнали эксклюзив: «Бари Алибасов обманом выманил у супруги ее 1-комнатную квартиру в столице».

***

Складывается впечатление, что тема великого отца (действительно великого, я считаю) в этой семье себя исчерпала, и сейчас мы видим истинные лица всех ее членов.

Холодные, расчетливые и неискренние люди. Муж Марии в одном из интервью рассказывал, что очень удивлялся отношениям в этой семье: никому не было дела друг до друга, каждый был сам по себе. Допускаю, что в нем говорила отчасти обида, но верю, что он был недалек от истины.

Источник