Несуны на советских предприятиях. Кто-то таскал через проходные ворованные детали или отходы производства, а эти двое вынесли с родного завода драгоценного металла на баснословную сумму в 60 тыс. руб.
Наш рассказ о реальном уголовном деле 1982 года, в котором заводские воришки немного просчитались и отправились в лагеря на огромные срока. О них даже написали в газетах.
Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» — это предприятие знали все жители Советского Союза. Радиоприемники, телевизионные аппараты и даже обычные электрические лампочки из Советской Латвии использовались почти в каждом доме на 1/6 части суши.
При производстве электротехнических изделий применяется серебро, а потому на подобных производствах должны существовать система контроля расходования материалов и система безопасности, контролирующая сотрудников. Должны!
Гальваник Любовь Пуриня и ее знакомый слесарь Арвид Розенбах в период с февраля по ноябрь 1981 года вынесли с ВЭФа почти 20 кг чистого серебра 999,9 пробы. Государство оценило сумму ущерба в 59 тыс. 349 руб.
Действовали по следующей схеме. Пуриня занималась серебрением контактов с использованием гальванических ванн и потихоньку похищала драгоценный металл.
Гальваников на проходной досматривали особо тщательно, а среди сотрудников действовало немало информаторов, готовых в любой момент сдать нечистых на руку коллег.
Чтобы не попасться, Пуриня передавала прямо на заводе похищенное серебро в пластинах слесарю Розенбаху, который по должностным инструкциям доступа к серебру и ценным материалам не имел. А потому на проходной особо интереса у охраны не вызывал.
Девять месяцев слесарь спокойно выносил похищенное серебро через проходную. А все изделия, прошедшие через руки Пурини были признаны качественными и отправлены в торговые сети и на производства. Никто не заметил недостатка серебра.
Парочка уже заработала на 6 новеньких «волг». По большому счету они обеспечили себя до конца своих дней. Но сколько веревочке не виться…
Расхитителей государственной собственности сдал барыга – один из тех, что скупал оптом похищенное серебро. Его взяли по другому делу, но он стал признаваться во всех грехах.
Обыск на квартирах Пурини и Розенбаха обнаружил еще не проданные серебряные пластины с ВЭФа, огромные запасы наличности и купленных ювелирных изделий.
Как и все советские казнокрады, эти двое не спешили выставлять напоказ свалившийся на голову достаток, а просто хранили средства в кубышках. До лучших времен.
Летом 1982 года Верховный суд Латвийской ССР судил Пуриню и Розенбаха за хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Наказание по статье от 8 до 15 лет лишения свободы или смертная казнь.
Двое латвийских расхитителей отделались сравнительно легко. Арвид Розенбах отправился в колонию на 12 лет лишения свободы, Любовь Пуриня на 10 лет лишения свободы. Оба с конфискацией имущества.