Каждый год одно и то же. Выращивание декоративных растений — это не только увлекательный путь с яркой наградой в конце.
Даже если сезон начинается беспроблемно, то потом обязательно поймаешь подачу в виде проблемы, материализовавшейся словно из ниоткуда. Иногда — как сейчас — это совершенно новая задача. И это по-своему здорово: думаешь, ищешь, стараешься 🙂
В июне я поймала сразу 2 таких мяча. Сначала я стала замечать, что на листьях петунии в подвесном кашпо появились странные белые ходы. На миг в голове промелькнуло: «Ба! Да неужели опять они — трипсы?».
Но быстро осекла себя: не то. После зимнего нашествия трипсов на комнатные растения у меня до сих осталось что-то вроде ПТСР: этот вредитель, которого еле удалось вывести литрами ядреной химии, теперь мерещится везде.
Но здесь были широкие ходы с лихо закрученной траекторией. Позже этот же вредитель стал откушивать-с настурцию:
Еще ни разу не сталкивалась с такой картиной. Понятно, что вредитель, прогрызающий ходы внутри листа. Но интернет помог быстро установить незваного гостя: муха-минер или минирующая муха.
Точнее, это даже не название вида, а обозначение профессиональной деятельности и особенности размножения. Муха небольшого размера (около 3 мм, из-за чего я бы стала называть ее мушкой), которая прокалывает поверхность листьев и делает кладку яиц.
Из яиц появляются личинки, начинающие грызть лист изнутри, передвигаясь витиеватыми ходами. Прочитала, что таких минирующих мух — около 1 000 видов!
В результате — лист теряет клеточный сок, вырабатывает меньше хлорофилла, начинает желтеть и увядает. Пока личинки живут в паре листьев, особого вреда всему растению это не несет. Но, если выгрызенных внутри становится слишком много, ослабевает уже все растение.
Какие методы борьбы предлагал интернет:
Обрывать листья с ходами — не делала. Не очень поняла, зачем: инсектицид быстро уничтожит личинок, уже имеющихся внутри. А от новой кладки не убережет: взрослые особи кружат где-то вокруг балкона.
Оставляла лист, пока он относительно свеж и худо-бедно выполняет функцию по фотосинтезу. Более того: если на петунии потеря нескольких листьев пройдет бесследно, то подрастающая настурция, которую я посадила сразу в кашпо, может «тавокнуться» от потери трети листьев быстрее, чем от деятельности мушки.
Обрабатывать инсектицидами. Я выбираю системный препарат (Актара, Конфидор), который действует не только при попадании на личинку, а поступает в сок растений, чтобы личинка «съела» действующее вещество. Потому что, по сути, она сидит внутри растения, а не на поверхности.
Вишенка на торте: даже если справиться с поголовьем тех, кто уже живет в листьях, это не обезопасит от повторения ситуации.
Мушка-минер может в любой момент прилететь и снова сделать кладку. Так и живем, так и у меня: спустя дней 10 затишья извилистые ходы продолжили появляться на настурции.
Я ничего не знаю о подробностях жизни мушек. И надеюсь, что у их периода размножения есть временные границы и он скоро закончится. Или просто хитрое насекомое перестанет выбирать местом кладки мой балкон.
Второй вредитель, нанесший куда больший ущерб, — ветер. 2 раза был почти что ураган с очень сильными порывами ветра. Досталось больше всего петунии. У них были отломаны самые крупные ветки.
Если насчет кашпо я не очень переживаю, то обломанные побеги у петунии в ящиках очень расстроили. Только-только она собиралась массово зацветать, как самые крупные ветки со множеством бутонов растрескались и повисли.
Да и сами кустики за 2 часа ливня стали растрепами. Я не выдержала и подстригла все, что выбивалось из общей формы.
Сейчас петуния уже оправилась и добралась-таки до обильного цветения. Это — новый для меня сорт, из серии ‘Pendolino’. Он существенно отличается от того, что выращивала в прошлом году: веточки намного тоньше и быстро ложатся вниз.
Сначала я думала, что это со мной что-то не то) Потом вернулась на сайт, где заказывала семена, перечитала описание:
Габитус растения напоминает калибрахоа: длинные ниспадающие побеги сплошь усыпанные мелкими цветками, достигают в длину 1 м.
Для защиты хотя бы части растений даже пришлось доставать из гаража старую табуретку и пенопластовый лист. Помогало, но временно.
В тот ветренный и мокрый день, когда по телевизору рассказывали о «тропическом ливне с ураганом и торнадо в Москве», я, в соседней Тверской области, нашла всю конструкцию опрокинутой. Большое кашпо грохнулось на маленькое, с низкорослыми бархатцами.
Но все живы, кто не цвел — зацветает; а плохое — быстро забывается, когда видишь распускающиеся цветы.