Почему стал культовым «Бандитский Петербург»: Важные детали, которые не все замечают

Очень часто такое бывает, включишь старый сериал, который любил в молодости или даже детстве – а потом разочарование.

Почти никогда нельзя взять любой сериал из прошлого (хоть наш, хоть мексиканский или аргентинский) и просто пересмотреть его. Скорее всего, неприятно поразит, насколько сюжет тянется медленно. И вообще какое все нелепое. И костюмы, и разговоры.

Бандитский Петербург, первые две части, которые снимал Владимир Бортко, не устарели. Я проверяла, можно и сейчас смотреть. Это признак культового сериала: не портится со временем.

Примерно как музыка группы Кино. Недавно мы с компанией друзей и детьми были на природе, и из соседней машины заиграла песня «Звезда по имени солнце­». Дети знакомых, 10–11 лет, узнали и стали подпевать.

И мы, другое поколение, слушаем. Тоже узнали с 1 ноты. И мои родители узнали бы. Музыка Кино охватывает в 2 раза больше лет, чем сам Цой прожил. С 10 до 70 примерно.

Так и с этим сериалом. Можно не помнить те приметы времени, что в этом фильме, а смотреть все равно интересно.

Причина 1. Актерский состав

Народные артисты в конце 90-х и в нулевые не отказывались работать на ролях бандитов и продажных прокуроров. Поэтому нам повезло видеть сериал с таким составом.

У Олега Басилашвили позорная роль, как мне кажется. Там есть сцена, которую невозможно смотреть. У остальных народных роли лучше. Лев Борисов, Армен Джигарханян и Кирилл Лавров очень красивые именно в возрасте.

Антибиотик/Барон/Гурген

Причина 2. Cложные образы

В первых двух частях два главных вора в законе (говорят, ныне это явление полностью ушло, но тогда еще было).

Вор, косящий под питерского интеллигента – Барон. И ведь не столько косил, сколько правда имел определенные интеллигентские принципы и понимал в искусстве.

И с женой Ириной, искусствоведом, он говорил на одном уровне. А если что-то не знал про живопись, она ему объясняла и ему было интересно.

Из «Иностранки­» Довлатова: «Я встречал богачей среди зеков на особом режиме». Барон это именно такой вор. И прозвище он получил за баронские замашки.

Читайте также:  Как Никита Джигурда Москву покорил: от скромного провинциала и психиатрии до миллионов на счету

При жизни не хапал много богатств. Было такое древнее понятие, что вор должен жить скромно, об этом часто упоминается в литературе.

В 90-е его отменили, так как стали доступны богатства совсем другого уровня. Не все устояли перед ними, и понятия тут же устарели. Но воры старого поколения, как пишут, соблюдали принцип.

При этом Барон все равно, парадоксальным образом, жил роскошно. Хоть и одевался скромно и лишнего не имел. А знаете какая самая большая роскошь в его жизни? Добровольная, осознанная смерть.

Он ушел в иной мир так, точно сам принял такое решение. Бывает ли бОльшее богатство. Я обожаю последнюю сцену с Бароном, где он говорит «Отгулял свое­» и подмигивает. Словно не смерть над ним властна, а он ей разрешил прийти.

Антибиотик, он же Виктор Палыч, – это противоположность Барону. Барон из хорошей семьи, Антибиотик из сирот. Вопреки понятиям, Палыч очень любит роскошь.

А роскошь порабощает, как ни крути. То, что Палыч стал рабом своего богатого образа жизни, в книге и фильме чувствуется.

Но все-таки больше денег он любит власть. Кумир у него – Сталин, что в начале нулевых еще не было таким банальным, как сейчас.

Это было, скорее, анти-модным. Несмотря на это, и на проницательный ум, Палыч не так морально силен и богат, как Барон.

Теперь про Адвоката, второго Адвоката и Катю. Я читала первоисточник, и это было нелегко. Я даже удивилась, как из такой посредственной книги вышли такие богатые образы? В книге ничего особо интересного нет ни в одном из главных героев.

А в сериале у каждого своя биография. Причем мне кажется, меньше всего биография прописана как раз у Челищева, который главный герой.

Про Челищева непонятно ничего, кроме того, что он из хорошей семьи. Его отец всегда занимал высокие должности. Ну и все. У Олега и Кати намного больше деталей жизни можно из сериала «прочитать­».

Третью часть сериала я начинала смотреть. Это не сериал, а недоразумение. Обоих Адвокатов yбили, а Катю стала играть совершенно другая актриса.

Читайте также:  Брат и сестра «заказали» своих родителей и братьев: расследование длилось 15 лет и закончилось их оправданием

Без Ольги Дроздовой сериал не пошел, я уверена, что причина не только в плохой режиссуре, но и в смене актрисы. Причем потом ее сменили еще раз, Катю стала играть уже третья, видимо, посчитали – после первой замены терять нечего.

У Дроздовой с обоими «адвокатами­» идеальное попадание. Если с Певцовым можно объяснить тем, что они в реальной жизни – многолетние супруги, то с Серебряковым иначе.

Катя в сериале не особенно любит Олега, а Олег ее очень любит, и вот это они играют идеально. Катя практически принудительно вышла замуж за Олега, потому что ей некуда было деться. И в сериале это чувствуется. Он ее любит, а ей немного не по себе с ним.

Кстати, а кто сделал Катю «бандитской женой­» и даже своего рода мозгом банды? Не сама же она. Конечно, нет. Ее такой сделали мужчины.

Сначала очень юная Катя вышла за 40-летнего воротилу Гончарова, он ее обманывал, что он то ли дипломат, то ли партийный функционер. Ей никто заранее не объяснил, кто он, а сама не поняла, ей 18 лет было.

Потом из-за делишек мужа ее едва не yбили, и ее пришлось спасать Олегу, а Олег уже был бандитом. Катя ни одно решение не приняла сама в этой истории.

Причина 3. Потрясающая проработка сюжета и образов

Сюжет в обеих частях сложный. Деталей много, детали из 1 и 2 части пересекаются, и каждая на месте. Например, вы замечали, что в самом начале 1-й серии «Адвоката­» Челищев рассказывает, как в очередной раз посадил Сашу Сибиряка?

Челищев рассказывает про очередную посадку Сибиряка / Кондрашов / Сибиряк

А посадил-то он его, судя по хронологии, за Женю Кондрашова, бывшего милиционера, друга журналиста Серегина, которого Саша Сибиряк yбuл в сауне в 1-й части сериала. Нигде про эти детали не говорят громко, их упоминают вскользь, но понять можно.

Или, например, в одной из серий «Адвоката­» можно отметить, что Виктор Палыч уважительно говорит о хозяйке фитнес-клуба Карине, которая раньше работала доцентом в университете физкультуры.

Тут сразу много всего. Во-первых, уважение вора в законе к интеллектуальным людям. Во-вторых, доцент – это кандидат наук.

Читайте также:  Многие коллеги певицы Натали считают, что она не была верна мужу Александру Рудину и часто лицемерила

А чего кандидат пошел служить бандитам, пусть и в своем клубе, но обслуживать их? Да от безденежья 1990х. Не платили доценту в университете, а жить хотелось.

А позже ту же самую Карину можно заметить, хоть и мельком, в другой сцене. Она делает массаж Виктору Палычу, а он говорит Сергею: «**** (девушку) эту можешь, если хочешь­». А девушка-то та же самая. Доцент которая.

Карина в своем фитнесе / Карина с Палычем на даче

Крошечный эпизод, там даже можно не успеть разглядеть, что актриса та же, Наталья Круглова. Кстати, в книге не Карина там, а случайная девушка. Что в сравнении с сериалом еще раз показывает, насколько книга бедная.

У режиссера Бортко добавился этот акцент и из крошечного эпизода вышла целая история. После спасения Кати Антибиотик в разговоре с Гургеном уважительно называет ее по имени-отчеству.

Антибиотик говорит с Гургеном / Катя слушает, как за нее сейчас порешают

И не поленился же узнать и запомнить, хотя видел он Катю впервые в жизни. Какая яркая деталь, в которой все об Антибиотике: и умение вести переговоры, и правильно расставить акценты, и показать, что свои – они для него свои, они под защитой.

А откуда взялись низовые бандиты? Доктор и Танцор бывшие афганцы. Гусь – из бокса. И после Афганистана, и после спорта выбывшие, травмированные были никому не нужны в мирной жизни. Поэтому пошли в криминал.

Оттуда на наши улицы и выходили бандиты. Если последствия Афганистана понятны, то со спортом проблема в том, что все развалилось.

Никому они были не нужны ни на тренерской работе, ни на какой другой. Сложные повороты в жизни страны, из-за которых с людьми стало происходить такое.

Мужчина справа выглядит, как будто Вова Адидас из «Слова пацана» выжил и заматерел

У каждого, даже эпизодического персонажа свой характер и история. И ничего не взято из ниоткуда. Все вписано в контекст времени.

Вообще признак низкопробного произведения: все берется из ниоткуда. Все само собой происходит, потому что у авторов не хватило умения объяснить.

Ни с того ни с сего герои друг в друга влюбляются, мотивации у них нет, все характеры существуют в вакууме. Вот этого нет в сериале Бортко. Поэтому, если не возмущаться в принципе, что такое показывают, то до сих пор хорошо смотрится.

Источник