История нашей знакомой Алёны (27 лет, Санкт-Петербург).
«До сих пор в моей голове звучат фразы одноклассников: «Ты жирная…ты жирная корова».
Я вспоминаю их лица, им приятно было меня обзывать. Да и они в принципе не преувеличивали, я действительно была жирной.
Долго время я не могла побороть лишний вес – диеты, корректировка питания, постоянные анализы, консультации врачей – мне абсолютно ничего не помогало.
Мой вес стоял на месте словно заколдованный. Только проработав свои непростые отношения с матерью, я наконец-то сбросила вес. Сейчас мне еще есть над чем работать, но 30 килограммов уже позади.
Детство
Мое детство было банальным и несчастным одновременно. Отец пил, мама постоянно выгоняла его из дома. Крики, скандалы, рукоприкладство — все это я видела постоянно.
В один момент мама развелась с отцом, и мы стали жить с ней вдвоем. Денег постоянно не хватало, отец нам не помогал.
После развода мама стала со мной слишком груба. Иногда она просто не обращала на меня внимания, иногда кричала и била меня. Уже во взрослом возрасте я поняла, что на мне она срывала свою злость на отца.
Чем старше я становилась, тем чаще она говорила: «Ты, как твой отец/ Ты такая же как он/ Вся в своего отца». Мне хотелось получать от мамы больше ласки и любви. Иногда я сама пыталась ее обнять и поцеловать, но она сидела неподвижно, как статуя.
Хотя бывали и хорошие дни, когда мама читала мне вечером сказку и гладила меня по голове. В тот момент я думала: «Наконец-то моя мама стала другой. Наконец-то она меня теперь любит».
Я засыпала с улыбкой на лице, а утром снова видела недовольное лицо матери, и понимала, что другой она точно не стала.
Когда мне исполнилось 6 лет, мама повторно вышла замуж. В нашем доме наконец-то появилось многое еды. Представьте мои ощущения, когда я стала видеть холодильник, наполненный всем, о чем я мечтала.
Мама была увлечена отчимом, а я вдруг стала увлекаться едой. С этого момента началась моя прибавка в весе. Когда мне было радостно, я ела, когда мне было грустно, я ела в два раза больше, чем обычно. Сначала на мой вес никто не обращал внимания. Но в подростковом возрасте все изменилось.
Я стала жирным подростком
К 14 годам я уже весила больше 80 кг при росте 160 см. В этот период девчонки наводили макияж, влюблялись в парней, бегали на свидания. А что я? Я постоянно получала насмешки не только от своих одноклассников, но и от родственников.
Если одноклассников я еще могу понять, ведь в тот момент они были несмышлеными подростками, то взрослых людей, которые шутили над моим лишним весом понять сложно.
В подростковом возрасте я постоянно конфликтовала с матерью. В каждом конфликте я слышала от нее: «Закрой свой рот, свинья».
Самое интересное, что мама никак не пыталась мне помочь, как будто она не обращала внимания на мой лишний вес. В тот момент я не чувствовала от нее поддержки, любви, принятия. Мы словно жили отдельно друг от друга.
Я дружила только с одной девочкой из класса, а другие постоянно открыто показывали свое пренебрежение. Интересно, что учителя даже не пытались поговорить с классом на тему лишнего веса, ведь все люди разные, и мы не вправе кого-то осуждать.
Попытки похудеть
После окончания школы я уехала учиться в соседний город на бухгалтера. Я просто не хотела видеть мать и жить рядом с ней.
Во время обучения я жила в общежитии (я весила уже больше 100 кг). Вот тут – то и начались мои попытки борьбы с лишним весом. Мне кажется, что я перепробовала все – голод, спорт, монодиеты.
Помню, как обматывала себя пищевой пленкой и бегала вокруг общаги. Да, маленькие победы меня радовали, но вес возвращался обратно. Кстати, парни в тот период вдруг стали обращать на меня внимание, но я очень стеснялась своего лишнего веса.
Помню, как одногруппница Валя пыталась мне помочь. Она меня к разным врачам записала, чтобы я сдала разные анализы. Каждый врач твердил одно – спорт и правильное питание.
Психотерапия
В 25 лет я осознала, что не могу сама справиться со своим лишним весом. А еще я не могу принять свое прошлое и свою маму. Этот лишний вес словно был тем самым грузом из прошлого. Тогда я решилась на психотерапию.
На протяжении 6 месяцев я посещала психотерапевта 2 раза в неделю. Уже в этот момент начались чудеса – вес сам по себе стал снижаться (ела я как обычно и немного занималась спортом).
Было много слез, переживаний и непринятие всех вокруг. Мне стало понятно, что в детстве я не только заедала стресс, я пыталась стать шире и толще, чтобы мама наконец-то обратила на меня свое внимание.
Также во время психотерапии у меня возникло предположение – мама боялась, что отчим начнет ко мне приставать, поэтому она и не пыталась решить мою проблему лишнего веса.
Я не могу сказать, что я простила свою маму. Просто приняла ее такой, какая она есть. Я поняла, что она в тот момент не могла вести себя иначе. Скорее всего, у мамы есть определенные психологические проблемы, в этом она конечно не признается.
А еще я научилась принимать себя даже в толстом теле. На меня вдруг стали засматриваться серьезные мужчины, и их не смущал мой внешний вид.
С 25 лет до 27 лет я похудела на 30 кг – считаю это своим огромным достижением. Но без проработки прошлого такого результата я бы не достигла.
Такое ощущение, что все травмы детства и нелюбовь матери запустили в моем организме определенные механизмы, а психотерапия все это изменила.
С мамой я пыталась восстановить отношения, но она по-прежнему ко мне холодна, поэтому звоню ей только по праздникам. Но этот факт меня уже не тревожит, потому что я не могу заставить маму стать ласковой и полюбить меня.
Революционные выводы специалиста по ожирению
Винсет Феличчи — терапевт, доктор медицинский наук, занимался профилактикой болезней, связанных с обменом веществ. В 1985 году он пришел к выводу, что ожирение напрямую связано с детскими травмами.
Было опрошено 286 пациентов, которые страдали от лишнего веса. Часть из них подверглись сексуальным домогательствам и насилию, другая часть пациентов все детство провели в неблагополучной среде.
Каждый из них говорил, что не ощущал себя защищённым и поэтому заедал стресс. Проведенные исследования доказали, что детский опыт запускал физические и метальные изменения во всем теле.
Феличчи пришел к выводу, что ожирение не является основной и главное проблемой. Для того, чтобы снизить вес, нужно в первую очередь проработать детские психотравмы, а уже потом заниматься физическим здоровьем.
Многие коллеги раскритиковали доктора, поэтому он провел масштабное исследование. 26000 пациентов с различными заболеваниями приняли участие в опросе.
В результате снова была выявлена взаимосвязь между детским негативным опытом и лишним весом. Так Винсет Феличчи сделал революционные выводы, которые теперь позволяют психологам и психотерапевтам работать с проблемой ожирения на уровне ментального здоровья.