Иногда действие учителей вызывает у родителей недоумение: «А имеют ли они на это право?». Как грамотно действовать в случае, если права ребенка нарушены – не всегда понятно. Родители делятся с нами историями и просят дать им совет
1. Обыск детей
Мой сын учится в 9 классе. Две недели назад в класс зашли учителя (классный руководитель, учитель физкультуры) и психолог. Детям сказали, что их сейчас будут обыскивать на наличие обычных и электронных сигарет.
Дверь изнутри в классе закрыли, чтобы дети не смогли выйти. По рассказу сына их всех выстроили в ряд, а дальше проверяли карманы, ощупывали. Также ребят заставили вытащить все то, что находится в их рюкзаке.
В итоге у нескольких ребят были найдены электронные и обычные сигареты. Родителей этих детей срочно вызвали в школу. У меня вопрос – а что, учителя имеют право обыскивать детей? Меня и моего сына возмутила данная ситуация.
Это открытое нарушение прав детей – взрослые люди закрывают подростков в классе, залезают к ним в карманы, трогают их. Я ходила к директору, ответ один: «Нам надо выявлять тех, кто курит».
Ну так выявляйте другими методами, а не унизительными обысками. Самое интересное, что никто из родителей этому не возмутился, мол, а как еще с подростками быть, ведь они по – другому не понимают.
Сыну противно теперь посещать уроки, он не хочет видеть классную и физрука. Как быть в таком случае? Стоит ли писать заявление в полицию и другие инстанции?
2. Учитель проверил рюкзак сына
Сын учится в 4 классе. Недавно произошла неприятная ситуация – у одного мальчика в классе пропал пенал. Он стал кричать, что у него украли пенал, обратился к учителю.
Учительница сказала, чтобы каждый ребенок из своего рюкзака выложил все вещи на стол, чтобы таким образом найти того, кто взял этот пенал. Все дети покорно выложили вещи, а мой сын сказал, что не будет этого делать.
Естественно, что подозрения сразу пали на него, все начали кричать: «Это ты украл, ты украл». Сын схватил рюкзак и сказал, что его не отдаст. Но учительница силой вырвала его рюкзак и со злостью высыпала все содержимое на парту.
Никакого украденного пенала там не оказалось. Но она даже не извинилась перед моим ребенком. Получается, что она его унизила перед всеми. Почему каждый должен показывать свой рюкзак?
Почему ситуацию нельзя решить иначе, чтобы не унижать каждого ребенка? Оказалось, что этот пенал у мальчика взял его друг из другого класса, так поиграть решил.
Стоит ли предъявлять претензии к учителю и писать на нее жалобу? Считаю, что она использует непедагогичные методы по отношению к детям.
3. Проверка карманов
Сын учится в 11 классе. Многие ребята его возраста курят, ну ничего с этим не поделать. Согласитесь, всегда это было. Они выбегают на перемене на улицу, бегают за школу.
Некоторые ребята тоже туда идут, хотя вредной привычки у них нет, просто за компанию. Сын говорит, что он не курит, я ему верю, хотя не исключаю, что иногда пробует.
Но суть тут в другом. Когда ребята заходят в школу, их карманы начинает проверять охранник и учителя. А если ты от такой проверки отказался, то должен написать объяснительную.
Сын возмущен этими проверками, да и мне это тоже не нравится. Другие родители наоборот все это поддерживают и считают, что так дети перестанут курить.
Но, по сути, обыском и проверкой карманов должны заниматься соответствующие органы, а не просто учитель с охранником. Как бы вы поступили в такой ситуации? Можно ли считать эти действия нарушением закона?
Притча о настоящем учителе
А вы знаете притчу о настоящем учителе? В чем ее смысл? Один ученик оставил свои новенькие часы на парте, а другой не удержался и украл их. Когда учитель зашел в класс, пострадавший пожаловался ему. Перед учителем стояла задача – найти виновника.
Он выстроил ребят в шеренгу и сказал, что будет проверять карманы. Также учитель попросил всех детей закрыть глаза. В одном из карманов он нашел те самые часы и вытащил их.
Мальчик, который украл часы, испытал неловкость и вину, он боялся, что учитель расскажет об этом всему классу. Затем учитель сказал: «Дети вы можете открыть глаза, все в порядке».
Он вернул ученику часы, но при этом никому не сказал, в чьем кармане он их нашел. После этого случая он даже не поговорил с этим учеником — «воришкой».
Через много лет этот ученик пришел к учителю в гости и спросил: «А вы помните меня? Я тот самый ученик, который украл часы у одноклассника.
Спасибо, что тогда не унизили меня перед всем классом. Вы сохранили во мне человека и подали пример. Я теперь тоже работаю преподавателем».
На что учитель ответил: «Саму ситуацию помню, а кто был вором, я не знаю, потому что тоже проверял карманы с закрытыми глазами».
В чем смысл данной притчи? Настоящий учитель, профессионал своего дела, не имеет желания и цели унизить ученика, даже если тот не прав. Унижение и наказание не являются педагогическими методами для мотивации, обучения и воспитания.