Этих героинь было за что ненавидеть! Сыграть отрицательного персонажа, возможно, проще, чем положительного, но сыграть так, чтобы зритель возненавидел его, нужен талант.
Алёна Санина, «Чародеи» (1982): «Вы считаете меня ведьмой? Не по должности, а по сути? — Конечно!»
Алёнушка Санина была милой девушкой с великолепной косой, пока её не заколдовала Кира Анатольевна Шемаханская, мощная ведьма. Поводом стала месть за попытки Алёны отбить у неё жениха Ивана Киврина.
Алёна была настолько безупречной, что и не думала посягать на чужую «собственность», а жених у неё и свой имелся — Иван Пухов. Но произошла путаница с часиками и оп-ля-ля, Алёнушка превращается в стерву, орущую на коллег.
Добросердечные отношения с сотрудниками немедленно испаряются, она устраивает хамские разносы, грубит и отпускает язвительные замечания. Аполлон Сатанеев ей под стать — не без шарма, но, безусловно, коварный и изобретательный в своём коварстве.
Впрочем, влюблённого в неё Аполлона девушка ни в грош не ставит, хотя и соглашается выйти за него замуж, если он выполнит ряд требований!
Александра Яковлева отлично справилась с двумя ролями. Похоже, стервозная Алёна удалась ей больше, не зря говорят, что отрицательных персонажей играть легче. Зрители и ненавидели её героиню, и любовались: красивая, амбициозная и с характером!
На карьеру актрисы такая яркая отрицательная роль никак не повлияла в плохом смысле. В 1980-е её активно снимали в кино, было много главных ролей.
В 1990-е во времена кризиса в кинематографе Яковлева ушла в управленческую сферу, где успешно реализовалась и проработала вплоть до своей преждевременной смерти в 2022 году.
Соседка. Белый Бим Чёрное ухо (1977): «А вообще он твердо усвоил, что двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попросись — и тебя впустят»
Добрый доверчивый Бим не понравился соседке, описанной в повести Гавриила Троепольского как «тётка небольшого роста, визгливенькая и жирная».
Она целые дни просиживала на скамейке у подъезда вместе с другими «свободными женщинами». Тётка невзлюбила пса до такой степени, что писала на него жалобы, в которых нагло врала, и стала косвенной причиной смерти пса.
В фильме её сыграла Валентина Владимирова. Часто говорят, что настолько отрицательная роль, которую актриса сделала незабываемой, сломала ей карьеру.
Это совсем не так, Владимирову, служившую в Театре киноактёра, исправно снимали и дальше в ролях второго плана.
Но у актрисы, начавшей сниматься в 1955 году и сыгравшей более чем в 100 фильмах за свою творческую жизнь, главных ролей было всего две: Марья Кирилловна Громова в «Угрюм-реке» (1968) и Нина в «Авдотье Павловне» (1966).
Другое дело, что она переживала из-за сердитых писем зрителей, требовавших наказать злобную тётку и, возможно, ассоциировавших её с Валентиной. Но это говорит лишь о том, что актриса справилась с ролью на 100%!
Зритель её любил, она создала множество впечатляющих образов в кино, а на концертных гастролях Театра киноактёра раскрывалась, как очень душевный, интересный и добрый человек.
Зрители удивлялись, что такая сильная драматическая актриса реализовывалась на экране лишь в скромных ролях! В 65 лет Валентина Харлампиевна ушла на пенсию и жила в деревне, через два года её не стало.
Марта. «Не могу сказать прощай» (1982): «Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Не смоют любовь…»
Продуманной и расчётливой стервой предстала на экране супруга главного героя Марта. Пока у мужа всё было в порядке, и он хорошо зарабатывал, она была с ним, а как стал инвалидом — до свидания!
А ведь её жадность стала косвенной причиной того, что Сергей оказался прикован к постели. Да, можно говорить о том, что у мужчины своя голова на плечах должна быть, и не следует выходить на работу наперекор требованиям техники безопасности. Но… любовь зла, а стерв очень даже любят, боготворят и слушаются.
Интересно, что образ Марты задуман был глубже, но при монтаже часть сцен удалили, так что воспринимается она однобоко. Для актрисы Татьяны Паркиной роль была очень удачной, так как у неё не складывалась актёрская карьера.
Рижанка окончила ВГИК, очень хотела остаться в Москве, но из-за отсутствия прописки вернулась в Ригу и работала солисткой-вокалисткой.
После пришедшей известности, снялась в нескольких фильмах: «Аплодисменты, аплодисменты» (Ниночка), «Крик дельфина» (жена капитана Ника), «Капитан «Пилигрима»» (миссис Уэлдон), «Пилоты» (Карин), но потом настали 90-е.
В основном Татьяна занималась семьёй, а со своим мужем она прожила всю жизнь, скоропостижно скончавшись в 2020 году.
Вера Васильевна. «Вам и не снилось» (1980): «— Они что, звери?.. — Они просто родители. Обыкновенные родители, слишком любящие свое чадо»
За этой пронзительной историей школьной любви зрители наблюдали на экране с замиранием сердца. Симпатии зрителей были на стороне Ромки и Кати, а вот мама Романа вызывала негативные чувства.
С одной стороны, понять её можно, ведь у сына впереди — хороший ВУЗ. Одарённый юноша, безусловно, успешно его окончит и много достигнет. Так, во всяком случае, считали и родители Ромки, и учителя.
Ранняя женитьба, к тому же на девушке, мечтающей лишь о семейном гнёздышке и детях, конечно, бросает вызов этому рисующемуся благополучию.
Но Вера Васильевна действует настолько грубо, прибегая к манипуляциям и вранью, что в конце происходит трагедия. Выживет ли Рома? Зрители верили, что выживет.
А карьера у Лидии Николаевны в кино очень удачная, и то, что она сыграла такого неприятного персонажа, никоим образом не сделало её заложницей образа. У неё больше ста ролей, и 16 из них — главные. Сейчас она не снимается, актрисе всё-таки 85 лет.
Валентина Андроновна (Валендра). «Завтра была война» (1987): «Ребёнок — существо стихийно-вольное. Зачем же ему зря решётки ставить?»
Вот уж человек не на своём месте — ученики не любят своего завуча, она их тоже не жалует. Властная жёсткая женщина словно задалась целью лишить детей человеческих качеств, таких как доброта, сочувствие и милосердие. Вику Люберецкую она буквально травит и доводит её до самоубийства.
Вера Алентова, великолепно сыгравшая Валендру, на всякий случай заявляла: «У меня с моей героиней ничего общего нет и быть не может!» Вера Валентиновна не очень много снималась, но достаточно хотя бы того, что она сыграла в звёздной картине своего мужа и замечательного режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
Актрисе 82 года, она всю жизнь служила в Московском театре им. Пушкина и продолжает радовать зрителей.
Жена Ненарокова. «Экипаж» (1979): «Значит, так: взлететь невозможно, а оставаться — погибнем. Отсюда вывод — будем взлетать»
Алевтина изводит своего мужа методично и не чувствуя берегов. Их сынишка, постоянно наблюдая мамину истерию и ссоры родителей, заикается.
Она буквально изводит супруга, пилота самолёта Валентина Ненарокова, и, даже бросив его и выйдя замуж за мужчину, который её удовлетворяет во всех смыслах, буквально добивает бывшего, объявив, что сынишка должен называть папой отчима.
Как же дружно ненавидели Алевтину зрители! А ведь Ирине Акуловой роль далась нелегко. Не могла она достичь того градуса стервозности, который требовался режиссёру.
Тогда Александр Митта применил к актрисе жёсткие меры: закрывал её в студии и, как только она засыпала, будил. И зрители увидели то, чего хотел режиссёр: дико раздражённую женщину, постоянно находящуюся на грани нервного срыва.
Ирина снималась мало, но, опять же, навряд ли тому была причиной эта яркая отрицательная роль в столь полюбившемся зрителям фильме.